Инфо для новичков

Чему и как мы учим в «Моряках-Шамариках»?

Для каждой возрастной группы в аквацентре разработаны и утверждены программы, определяющие принципы, задачи, средства обучения и методические приемы.


От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания и быстрота усвоения учебного материала. Обучение плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста требует больше времени из-за возрастных особенностей: медленнее осваивают технику движений сложной координации, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданиям, не точно выполняют команды. Это осложняет задачу выбора или разработки Программ и уж тем более сложно результативно и планомерно реализовывать их. Поэтому многие Центры раннего плавания не позиционируют свои программы из-за их отсутствия.


Анализ программ по плаванию для дошкольников и младших школьников (в детских садах и школах с бассейнами) показал, что стандартные программы не подходят для обучения в ДСОЦ-х или Центрах семейного досуга и отдыха, специализирующихся на раннем плавании, поскольку рассчитаны на многолетнюю программу дошкольного и школьного образования и процесс обучения сильно затянут. Мы тоже нацелены на многолетнее взаимодействие от рождения и до 6 лет, но родители хотят видеть результат как можно скорее и это вдохновляет нас на поиски новых подходов, идей, как ускорить (оптимизировать) процесс обучения плаванию детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет) и сохранить при этом качество, чтобы умения и навыки, полученные у нас, при желании могли стать базой для обучения спортивному плаванию в большом бассейне, ступенькой в большой спорт. Такая же преемственность подразумевается и между возрастными группами до и после 3,5-4 лет. Работая с детьми от рождения до 3,5 лет, мы стараемся наполнить занятия двигательными, плавательными и общеразвивающими (речь, мышление, внимание, память…) упражнениями, чтобы создать условия для выработки как можно большего числа двигательных стереотипов свободного, т.н. «удобного», облегченного плавания любыми способами, что станет потом (после 4-х) базой для решения более сложных задач (элементы, стили прикладного и спортивного плавания).


В основу занятий с детьми до 3,5 лет положены высокоэффективные методики оздоровления и развития детей раннего возраста по авторскому методу Татьяны Азаренко «Как рыбка в воде». Татьяна – психолог, тренер преподаватель, автор учебного методического видео пособия «Учимся плавать» для детей раннего возраста, преподаватель курсов повышения квалификации для инструкторов раннего плавания, чьи ученики вдохновенно и плодотворно работают в сотнях бассейнов в странах Содружества ( Россия, Казахстан, Беларусь, Украина…). В системе взглядов Т. Азаренко плавательный результат – не главное. Он будет непременно, но «главное – верить и понимать, что результатом занятий является процесс взаимодействия взрослого и малыша в радости, в гармонии общения с водой и друг другом. Главное – не только техника, но и душа, которую вы сумеете в нее вдохнуть. А лучшим показателем успешно проведенного занятия является удовольствие, которое испытывает ваш малыш.» Во время занятий царит мир сказок, игр, импровизаций. Сопровождение упражнений стишками, песенками создает радостную атмосферу, развивающую среду; важно чувство любви и благодарения между участниками взаимодействия и ко всему миру.


Привлекательны и идеи Т.А Протченко, кандидата педагогических наук, методиста Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования г. Москвы. Ее программа предназначена для обучения плаванию детей 2-7 лет в ДОУ и является на сегодняшний день инновационной за счет использования особой, эффективной авторской технологии – методики с одновременным освоением сначала облегченных, а потом и спортивных способов плавания. Начинается обучение с одновременного изучения движений руками и ногами всеми способами плавания. При этом сокращается до минимума формирование навыка проплывания нескольких метров облегченными способами.


На начальном этапе обучения детям предоставляется возможность из большого количества движений разных способов и их различных сочетаний выбрать те, которые у каждого лучше получаются, тем самым увеличить координационный запас и выявить плавательные предпочтения. Это позволит в процессе обучения заменять движения, которые не получаются, на элементы, хорошо освоенные ребенком, что поддерживает уверенность в своих силах и укрепляет положительную мотивацию, а в дальнейшем поможет осваивать остальные, более сложные способы как по элементам, так и в полной координации.


Для повышения эффективности обучения следует также руководствоваться положением, что сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность в том или ином виде деятельности. Тренером должна быть поставлена задача – найти для обучаемого те плавательные движения, то сочетание движений, которые бы отвечали его способностям, его одаренности.


Вышеупомянутые программы адаптированы для условий и задач Аквацентра семейного досуга и отдыха «Моряки-Шамарики» ведущим тренером и исполнительным директором Кривенковой Наталией.